Местное самоуправление
Экономика и бизнес
Контрольно-Ревизионная комиссия
Муниципальное хозяйство
Пограничное Управление ФСБ
Информация из ведомств
Template Selector
О наболевшем. Глава района Сергей Давыденко рассказал, как местная власть решает острые проблемы
Миновала первая половина 2024 года - это повод подвести некоторые промежуточные итоги работы районной администрации. Об этом, а также об застаревших и новых проблемах, которые стоят перед местными властями, мы говорили с главой Бурлинского района Сергеем Давыденко.
Первый вопрос – несколько неожиданный, но меня попросили его задать. Некоторые бурлинцы мне говорили, что не понимают полномочия районной администрации. В представлении некоторых жителей, раз вы – власть, значит и в ответе вообще за все, что происходит в районе. Попрошу кратко ответить на этот вопрос о полномочиях. Иными словами, чем именно вы руководите, и за что с вас можно справедливо спрашивать и, как следствие, критиковать?
Кажется, что вопрос небольшой, но на самом деле он очень объемный. Во-первых, администрация никогда не снимала с себя ответственности за все, что происходит в нашем районе – независимо от того, в чьей компетенции находится то или иное полномочие. Население справедливо считает, раз власть есть на месте, то она должна решать все проблемы. Как она будет их решать – сама, либо во взаимодействии с федеральными, краевыми органами власти или другими структурами, простому человеку не важно. Ведь главное, чтоб проблема была решена.
Во-вторых, если говорить об обязанностях муниципального образования, то их достаточно много – около 90. Эти полномочия прописаны в Федеральном законе №131, кроме того некоторые полномочия переданы государством «сверху». Если кратко, то почти все они касаются определения, формирования и исполнения районного бюджета для решения вопросов местного значения.
Среди наших направлений деятельности - водо- и теплоснабжение населения, обеспечение дорожной деятельности – дорог и улиц муниципального значения в населенных пунктах, а также деятельность в области образования. Причем образование – самое финансово ёмкая сфера, ведь на него уходит больше 60% нашего бюджета.
Также в зоне нашей ответственности находится культура. Это и работа учреждений культуры, содержание памятников, а также библиотечное обслуживание и культурно-массовые предприятия.
Помимо всего прочего, мы участвуем в инвестиционных проектах и программах.
Естественно, мы занимаемся и ЖКХ. Хочу отметить, что вся сеть по теплоснабжению наших жителей неплохо отлажена. В последние 15 лет район не испытывает больших проблем в части устойчивого теплоснабжения населения. Внутри у нас, конечно, проблем хватает, но на населении это практически не отражается.
Что касается водоснабжения, то сейчас оно находится в стадии реформирования. Большинство водопроводных сетей принадлежало сельсоветам, сейчас же передается на уровень района.
Некоторые из этих сфер сегодня затронем. Начнем с ЖКХ. Расскажите, как вы характеризуете состояние коммунальной сферы в районе и что делает администрация в этом направлении?
Как иногда говорят медики, «состояние стабильно тяжелое» с периодически возникающими по разным причинам кризисными моментами.
Главные наши объекты в сфере ЖКХ – это тепло- и водоснабжение. Конечно, хотелось бы, чтобы у нас было стабильно работающее в этой сфере предприятие.
Сейчас опорной базой являются Бурлинские коммунальные системы. До этого более 15 лет нам удавалось сохранять на плаву другое предприятие – Бурлинские тепловые сети. Но из-за очередного изменения в федеральном законодательстве, все МУПы в стране должны быть ликвидированы или преобразованы в организации с другой формой собственности. Поэтому мы вынуждены БТС ликвидировать, а БКС - реорганизовать в общество с ограниченной ответственностью.
Реформы – это всегда непросто. Любая реформа сопровождается процедурными действиями, которые сопровождаются финансовыми и материальными затратами. Это, например, перевод и переоформление имущества, проводить оформление, переводить людей. Все это, на самом деле, отнимает огромное количество времени и сил.
Основная проблема сферы ЖКХ в селах и малых городах – это убыточность. И эти предприятия заведомо убыточны по основной деятельности – независимо от формы собственности. Это отторгает от работы в таких предприятиях как специалистов, так и бизнес-сообщество, которое не видит здесь перспектив. Первопричинами являются несовершенство тарифной политики и ограниченные объемы оказываемых услуг. Ведь есть разница – отапливать девятиэтажку или один частный дом. Протяженность теплотрасс большая, и объемов явно не хватает.
Остро стоит проблема технического состояния, изношенности систем и необходимость больших затрат для восстановления их функционирования. Естественно, есть и кадровые проблемы.
Тем не менее, мы неплохо за последнее время отладили систему теплового хозяйства. Большинство котельных в районе нам удалось капитально отремонтировать, там завезено и установлено свежее оборудование. В этом году мы планируем также поменять четыре котла и запасти все необходимые материалы к зиме.
При этом есть проблема с обеспечением углем наших организаций. Для прохождения зимы нам нужно порядка 7,5 тыс. тонн – в этой цифре и бюджетные организации, и все прочие потребители. Уголь, конечно, нужно закупать заранее, и сейчас мы работаем над формированием резервного фонда. Это все деньги, которых зачастую не хватает, но мы работаем над этим. Периодически нам оказывают поддержку краевые минфин и минстрой.
Ситуация со снабжением водой сложнее. Самая хорошая ситуация в Бурле и Партизанском, однако остальные водопроводы изношены и требуют замены. Мы планово работаем над этим – вместе с сельсоветами оформляем собственность и имущество. Это нужно, поскольку в любую краевую программу нужно входить только со всеми оформленными и необходимыми документами.
Ремонт водопроводов мы начали с бурения новых глубоководных скважин. Так, в последние годы удалось пробурить новую скважину в Михайловке – 752 метра, готовимся в этом году пробурить скважину в Новопесчаном. Уже подготовили проектно-сметную документацию и получили экспертизу для создания скважины в Лесном. Естественно, теперь к скважинам нужно подвязывать водопроводные сети. К сожалению, на капитальные ремонты водопроводов краевые средства выделяются в небольшом количестве, поэтому мы стараемся хотя бы частично, за счет собственных средств чинить самые аварийные участки.
Не отходя далеко от этой темы. Почему в районе так часто отключают электричество, что можно так часто ремонтировать? Неужели нельзя сделать резервную линию электроснабжения?
Вопрос достаточно резонный. Почему часто отключают свет? По словам энергетиков, это связано с дефицитом тех материалов, которые поставляются для ремонта линий.
Большинство электрических сетей, как я понимаю, находится в достаточно изношенном состоянии. Чтобы их поменять, нужно провести большой объем работы. Для этого нужны и финансовые средства, и, что главное, трудовые ресурсы и техника, которых явно не хватает.
Вот и получается – собрались энергетики и делают один участок сети, а потом снова ждут финансирования.
Это, конечно, нерационально и так по идее быть не должно, но другого варианта пока нет. Мы же понимаем, что готовить сети и линии к зиме все-таки нужно. Летом еще как-то можно вытерпеть отсутствие электроэнергии, а вот зимой это сделать сложнее.
Что касается резервной линии. Когда-то, в свое время, она была! Но потом количество потребителей стало уменьшаться, и объемы потребления электроэнергии сокращаться, и эту резервную линию убрали.
Сегодня возобновлять резервную линию, конечно же надо. В проектах, на уровне края, это все есть, но пока это все остается на бумаге. Увы, регулярно получаем ответы – у вас в районе недостаточно мощностей и потребления электроэнергии. Вопрос держим на контроле, но к сожалению, идет просто переписка, а результата нет.
Одна из самых больших проблем Бурлинского района – это его медицина. Как говорится, «пациент скорее жив, или скорее мертв»? Как сейчас в районе обстоят состояние дел с привлечением медицинских кадров и обновления оборудования?
Вначале нужно сказать, что медицина находится в краевом подчинении. Раньше здравоохранение было «нашим», муниципальным учреждением, но затем оно «ушло» в подчинение краевым структурам. И поэтому у нас не всегда есть возможность как-то регулировать состояние дел в этой сфере.
Да, самые больные вопросы сегодня – это медицина и дороги. Мы прекрасно понимаем, как важна для жителей района доступность медицинской помощи. К сожалению, здравоохранение у нас, мягко говоря, далеко от идеального. Самое главное – это дефицит кадров, особенно врачей.
Несмотря на то, что есть у нас и необходимые помещения, и оборудование, дефицит врачей существует. Можно долго философствовать на тему того, почему молодежь не едет в село. На мой взгляд, должно быть четко определено – если у выпускника медицинского вуза есть целевое направление, то министерство здравоохранения должно принимать все меры, чтобы молодые специалисты доходили до муниципального района. Государство потратило на них финансовые средства для конкретного целевого обучения, поэтому должно направлять на конкретное место.
Кроме того, нужно отметить, есть противоречия между муниципалитетом и краевым минздравом. Проблема вот в чем. Нужно изыскивать любые возможности для того, чтобы обеспечивать в первоочередном порядке прибывшего в село специалиста жильем. И вот здесь возникают разногласия. Муниципалитет имеет крайне ограниченную финансовую возможность постройки или приобретения жилья. Но ведь ничего не мешает сейчас снимать жилье, пока решается вопрос о его приобретении. Мы понимаем, что молодые специалисты – а недавно к нам в район вернулся специалист – хоть и получают подъемные средства, но приобретать на них жилье на селе не спешат. Ну а муниципалитет вместе с ЦРБ вынуждены изыскивать возможность обеспечивать их жильем.
Трудность еще вот в чем. Есть муниципальная очередь на улучшение жилищных условий, в которой стоят почти 70 человек. Если жилье появляется, то нужно в первоочередном порядке заселять очередника. Поэтому здесь региональному минздраву необходимо делать служебное жилье.
На уровне краевого правительства недавно разрабатывалась программа по поводу строительства малоэтажных жилых помещений. Делалось это для того, чтобы там располагались молодые специалисты – в первую очередь медики и педагоги. Мы сделали такую заявку. Нам пообещали, что будут рассматривать вопрос о строительстве в Бурле девятиквартирного дома, но вопрос об этом все еще не решен.
Но, в случае необходимости, совместно с депутатским корпусом, будем принимать решение и для выделения средств и приобретения жилья. Вопрос скорее в том, как его отдать.
Что касается оборудования. Мы заявки постоянно делаем на различное оборудование, в том числе и на диагностическое, но за последние три года ничего, кроме писем не получали. Из последнего – разве что новая стоматологическая установка поступила некоторое время назад. Не ремонтируются должным образом помещения ЦРБ.
В то же время, уже сейчас построен ФАП в Новоандреевке и строится в Лесном.
Как сейчас обстоят дела в образовании? Получается ли привлечь новые кадры?
В образовании ситуация достаточно стабильная. Самая большая наша беда – это ежегодное снижение числа обучающихся. Отток взрослого населения сказывается и на детях – как в школах, так и в детсадах. Это главная проблема.
Что входит в обязанности муниципалитета – это, например, улучшение условий учебно-воспитательного процесса и создание условий для педагогического персонала. Здесь у нас ситуация неплохая. Три наших базовых школы в хорошем состоянии – это новая Устьянская школа, капитально отремонтированные Новопесчанская и Михайловские школы. Бурлинскую школу в 2026 году тоже ждет капитальный ремонт.
Не забываем и про филиалы – капремонт недавно прошел в Новосельской школе. Есть еще планы, которые только предстоит сделать – ремонт школы в Лесном, например.
Огромные деньги сейчас уходят на исполнение требований антитеррористического законодательства. Так, в этом году на эти цели уйдет более четырех миллионов рублей. Кроме того, в Бурлинской школе появится ограждение – это тоже требование мер по борьбе с террором.
Сейчас идет процесс капитального ремонта детского сада «Одуванчик». Хотя тут пока немного подвис вопрос со строительством пристройки к нему.
Дефицит кадров ощущается. Пока не так остро, но он имеется. Это наглядно показывает и возрастной состав наших уважаемых педагогов. Молодежи появляется мало. Как и в вопросе с медицинскими работниками, все упирается в целевое обучение и ведомственное жилье для молодых специалистов.
Еще одна «вечная» проблема Бурлинского района - это его дороги. Что будут ремонировать в этом году? Будут ли когда-нибудь заасфальтированы дороги на Устьянку, Лесное и Новосельское?
Дороги на Устьянку, Волчий Ракит, Орехово, Новоандреевку, Михайловку, а также на Славгород и сторону Карасука находятся в ведении «Алтайавтодора». Эта организация должна их обслуживать.
Несколько раз в год я появляюсь в краевом минтрансе, где мы обсуждаем возможность капитального ремонта этих дорог. Я всегда там подчеркиваю – для нас, как района отдаленного, это очень большая проблема. С учетом состояния нашего здравоохранения, транспортная доступность становится вопросом жизни и смерти. Помимо всего прочего, это влияет и на отток населения.
Пытаемся отстоять свою точку зрения. Кое-что удается, но далеко не все. Так, например, нам обещают, что за несколько лет будет полностью сделана дорога от Славгорода в сторону Карасука до границы с Новосибирской областью. Мы ждем и надеемся, что дорога в сторону Бурлы будет двигаться. Но пока, к сожалению, практически ничего не делается.
Что касается дороги в сторону Подсосново – здесь движений пока никаких. Хотя для нас эта дорога очень важна – там и школьные маршруты, там проходит автобусный маршрут «Барнаул – Бурла», дорога к озерам. К сожалению, эта тема пока не двигается, хотя с краевыми ведомствами постоянно общаемся.
Дороги внутри населенных пунктов сейчас относятся к ведению сельсоветов. Мы им помогаем финансово по мере сил. Что касается районного центра, то на протяжении нескольких лет направляются собственные и краевые средства на то, чтоб подлатать дороги, но этого явно недостаточно. Ремонт дорог – дело дорогое.
Следующий вопрос меня также попросили задать местные жители. Можно ли что-нибудь сделать с железнодорожным сообщением с Барнаулом? Электричка ходит лишь до Славгорода, а поезда дальнего следования ходят не совсем регулярно – порой возникает ситуация, когда человеку, например, нужно срочно в краевую больницу, а поезд в этот день не идет? Можно ли продлить славгородскую электричку до Бурлы?
По этому вопросу не один раз обращались в разные инстанции, вплоть до депутата Государственной думы. Ответ нам дается такой – пока нет такой технической возможности, но вопрос находится в стадии рассмотрения. То есть эксперты изучают грузопассажирский поток.
Одна из причин, почему электричка не ходит до Бурлы – отсутствие у нас специального депо. Кроме того, этот поезд находится в ведении компании «Алтай-Пригород», а если продлять маршрут до Карасука, который находится в Новосибирской области, то возникают некоторые межрегиональные проблемы. Пока решения этой проблемы нет, но про нее никто не забывает.
Павел Запруднов